Фрагмент из «Асклепия»

В «Поймандре» изложен дуалистический вариант герметического учения: Бог и
мир противопоставлены друг другу, мир объявлен злом, злом является и человеческое
тело. Поэтому человек должен предаваться аскезе, чтобы полностью порвать с миром.


Иной, пантеистический, вариант герметизма содержится в трактате «Асклепий».
Мир в нем предстает божественным и благим, а человек — великим чудом, достойным
прославления и поклонения. «Асклепий» неоднороден; он имеет довольно сложную
композицию, дошедший до нас текст включает позднейшие вставки. Трактат пред-
ставляет собой речь Гермеса Трисмегиста, обращенную к Асклепию, который изредка
прерывает ее своими вопросами. При их беседе присутствуют Тат и Аммон, но они
слушают молча и не перебивают Гермеса. Одной из наиболее интересных частей
«Асклепия» является публикуемый нами так называемый » Апокалипсис Асклепия», в
котором содержится пророчество о конце истинного богопочитания и о гибели мира.
Текст этот вызвал большой интерес отцов церкви Лактанция и Августина, а спустя
тысячелетие привлек внимание Дж. Бруно.
Трудно сказать, что больше поражает в этом тексте: страстный египетский патриотизм или же неподдельная скорбь о неизбежной гибели язычества. По-видимому,
имеющаяся редакция «Апокалипсиса» была написана уже после победы христианства.
Новая религия вытеснила все старые культы и учения, но, как это ни парадоксально,
именно благодаря христианским писателям герметизм не умер, а, напротив, как бы обрел второе дыхание.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.